*Данные мониторинга по прайс-листам без учета скидок, надбавок и налогов Источник: TNS Gallup AdFact


*Данные мониторинга по прайс-листам без учета скидок, надбавок и налогов Источник: TNS Gallup AdFact,

^ Региональный журнальный «глянец» распространяется преимущественно в бесплатном формате. Местные глянцевые журналы повсеместно стали активно появляться с 2005 года. Ныне в каждом регионе таких изданий обычно насчитывается 3-4. Например, орловский журнальный рынок представлен 4 местными изданиями: «Регион 57» (деловой), «Статус-Орел» (информационно-рекламный), «Новый Орел» (тематика – история и современность города), «Орловская сударыня» (альманах женской и семейной жизни). Читинский – информационно-развлекательным журналом «Азимут», деловым журналом «Ресурсы Забайкалья», журналом для потребителей «Услуги в Чите» и журналом в категории развлечения/досуг/стиль жизни «Вельвет». Калужской – «гламурными» журналами «Жить хорошо» и «ВиктОр», местным глянцевым журналом «Комсомолки» и рядом изданий рекламного характера. Калининградский рынок с 2005 года прирос почти 20 местными глянцевыми журналами и рядом справочников. Более половины из них составляют проекты группа «Западная пресса». В Удмуртии с разной периодичностью вообще выходит порядка 30 журналов – в основном сетевые проекты с местной начинкой.

Из общефедеральных издательских домов на региональных рынках наиболее активно работает ИД «Абак-Пресс», а из межрегиональных – Новосибирский ИД «Русская Азия», Челябинская ИГ «Paramon», Екатеринбургский ИД «Банзай» и др. Разовый тираж журналов «Абак-Пресс», например, уже превысил миллион экземпляров. Ежемесячный журнал «Выбирай» (ИГ «Paramon») издается в 24 городах России тиражом под 900 тыс. экземпляров. Журнал «Дорогое удовольствие» ИД «Русская Азия» представлен в 14 региональных центрах России, а в Новосибирске этот ИД выпускает еще ежемесячный шопинг-гид «Удачная покупка» и деловой журнал «Статус». Серьезную экспансию в регионы начал в 2007 году ИД «Московский Комсомолец», предложив местным рынкам нишевые издания для мужчин: «Охота и Рыбалка XXI век», «МКмобиль» и другие. Но собственно региональные журнальные проекты в стране развиты еще слабо и за небольшим исключением, проигрывают в конкурентной борьбе с общефедеральными изданиями.

Все большую популярность приобретает Интернет, что сильнее всего бьет по мужским журналам. Например, «FHM», крупнейший журнал для «крутых парней», издаваемый английской компанией «Emap», и еще недавно самый дорогой ее актив, за прошлый год потерял более четверти тиража и был выставлен на продажу, т.к. публикуемые на страницах этого издания «красотки» не выдержали конкуренции с порнографией в Интернете. Те же трудности журналы для мужчин испытывают на рынках Франции, США, Италии и большинства других развитых стран.

Правда, при всей своей привлекательности онлайн версии не могут дать читателям того, что им так нравится в журналах – их можно носить с собой и у них есть глянцевые страницы. Поэтому журналы теряют молодежную аудиторию менее стремительно, чем газеты. Да и с рекламой положение у журналов тоже гораздо лучше. Рекламодателям нравится, что во многих жанрах (мода, дизайн и пр.) читатели принимают и ценят именно журнальную рекламу и даже считают ее неотъемлемой частью продукта.

Если совсем недавно издатели журналов практически не обращали внимания на Интернет, то теперь он стоит в центре любой журнальной бизнес-модели. Причем, создавая интернет-версии, крупные журнальные издательства не просто дублируют свою печатную продукцию, а предлагают читателям полезные и веселые онлайн сервисы. Например, открытый «Lagardere» сайт «Car and Driver» предлагает виртуальный тест-драйв, а на сайте «Better Homes and Gardens» есть 3D-программа, позволяющая людям изменить дизайн жилища.

Издатели журналов не пришли пока к единому мнению в том, стоит ли выводить в Интернет уже существующие бренды или пробовать создать что-то новое. Издательство «Conde Nast» полагает, что может расширить аудиторию с помощью тематических сайтов, использующих как контент журнала, так и более широкую информацию. Другие не согласны с этим. Тот же «Time Inc», наоборот, сохранил бренды своих крупных журналов, создавая «People.com» и «SI.com», хотя теперь в «Time Inc», боясь запятнать бренд «People», не могут позволить себе печатать саркастичную и циничную светскую хронику в онлайне, которую многие любят почитать в Интернете, почему и уступил первое место по развлекательности сайту «TMZ.com» (принадлежит «Time Warner»). Зато, по словам исполнительного вице-президента «Time Inc» Джона Сквайрса, «People.com» может взимать с рекламодателей премию за популярность бренда.

В настоящее время Интернет приносит издателям журналов лишь незначительную часть доходов. Сайты хорошо привлекают и удерживают подписчиков, но редко себя окупают. Даже если удается создать действительно привлекательный сайт, ему очень сложно завоевать ведущие позиции по причине наличия в Интернете уже сформировавшихся крупных независимых читательских сообществ. В шести европейских странах, например, включая Францию и Германию, в категории журналов для женщин лидирует интернет-издание «auFeminin.com».

Наиболее перспективными сегодня считаются две стратегии. Первая состоит в том, что на основе сильного журнального бренда строится целый комплекс, который может включать теле- и радиопередачи, выпуск CD и/или DVD-дисков, книг, приложений к основному изданию и пр. Вторая, менее затратная стратегия – выпуск параллельно с бумажным изданием т.н. «цифровой версии», полностью повторяющей контент и верстку журнала, но распространяющуюся в электронном виде и дающую очень широкие дополнительные возможности для рекламы. Первым в России это продемонстрировал журнал «Афиша», создавший самый крупный журнальный интернет-ресурс. Ныне успех «Афиши» пытается повторить журнал «Эксперт».

Несмотря на значительный рост в последние годы количества наименований глянцевых журналов, представленных на российском рынке, их совокупная аудитория (см. таблицу выше), за исключением групп General Interest и женских изданий, практически не увеличивается. С большим отрывом от остальных в названных категориях лидируют журналы: «Вокруг света», «Совершенно секретно», «Geo», «Караван историй», «Cosmopolitan», «Лиза».

^ Аудитория одного номера журналов

(по категориям, данные на октябрь 2007 г.)

^ Категория журналов*

Аудитория одного номера (тыс. чел.)

% от населения

России 16+

Женские и fashion

10 835,0

19,0%

Автомобильные

4 736,0

8,3%

General Interest

4 644,3

8,1%

Дизайн, декор

2 589,0

4,5%

Мужские

2 554,2

4,5%

Деловые

1 855,7

3,3%

Компьютерные и игровые

1 373,1

2,4%

3639727341190231.html
3639822635349829.html
3640026913145060.html
3640185271628279.html
3640278768360515.html