Савельева О.А. (oksmar@mail.ru) - Computer Using Educators Inc., Usa материалы


Савельева О.А. (oksmar@mail.ru)

^ Красноярский государственный университет, г. Красноярск

Тезисы посвящены обоснованию использования информационно-образовательной среды на базе информационно-коммуникационных технологий как средства развития информационно-коммуникативной компетентности школьника в условиях современного российского образования. Представлена модель информационно-коммуникативной компетентности.

Одним из направлений модернизации российского образования является формирование у обучаемых определенного набора компетенций - способов действий, обеспечивающих необходимую профессиональную мобильность, владение современными средствами получения, обработки и использования информации [2].

Существуют различные подходы к определению понятия компетентности. В диссертационном исследовании О.Г. Смоляниновой приводятся шесть ключевых (определяющих) компетентностей, выделенных Советом Европы, формированию которых необходимо придавать особое значение в системе непрерывной образовательной подготовки [1].

Идея ключевых компетентностей связана с разрешением противоречия между необходимостью обеспечить всестороннее формирование личности и существенным ограничением по времени, возрасту и возможностями обучающихся. Ключевые компетентности не сводятся к знаниям и умениям, однако, как отмечено в работе М.В. Рыжакова, последние и есть формы их проявления на разных этапах формирования.

Заметим, что среди ключевых компетентностей выделены коммуникация (коммуникативная компетентность) и информационные технологии (составляющая информационной компетентности), которые являются надпредметными и междисциплинарными. Как отмечает исследователи, эта надпредметность очень созвучна свойству межпредметности современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поэтому в дальнейшем будем говорить о информационно-коммуникативной компетентности (ИКК).

Содержательное наполнение ИКК можно раскрывать по-разному, в одних случаях проводить классификацию по уровням (базовый, профессиональный), в других – по компонентам учебной деятельности (гностический, конструктивный, проектировочный, организационный, коммуникативный), в третьих – по видам программного обеспечения.

На формирование ИКК школьника влияют два фактора:

• ИКК учителя;

• существующие условия информационно-образовательной среды (ИОС) школы.

ИКТ являются технологической основой проектирования и моделирования новой развивающей среды в условиях современного образовательного пространства и информатизации школы.

Понятие «информационно-образовательная среда» отражает взаимосвязь субъектов образовательного процесса и условий, обеспечивающих развитие ученика. Чем больше и полнее обучающийся использует возможности образовательной среды, тем более успешно происходит его свободное и активное самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучающегося в его взаимодействиях со средой.

Широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс школы создает наиболее благоприятные условия для развития личности в том случае, если информатизация и компьютеризация образования будет охватывать не отдельные дисциплины или формы проведения занятий, а будет осуществляться в рамках специально спроектированной ИОС на базе ИКТ.

Подход к созданию и использованию ИОС должен отражать не только подготовку совокупности необходимого текстового и иллюстративного материала, но и разработку технологической основы (методик, приемов, современных средств обучения), а также включения в деятельность субъектов образовательного процесса.

Отличительной чертой использования ИОС в обучении является перераспределение потоков информации - диалог учителя с учеником опосредован средой, которая выступает в роли третьего компонента обучения.

В докладе представлена модель ИКК школьника. Инвариантное ядро, состоящее из начального, базового, специального уровней, которые характеризуются «глубиной» использования ИКТ для решения учебных задач учеником. Вариативная компонента характеризуется «широтой» использования ИКТ для решения задач ученика в различных предметных сферах.

Литература

1. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий. Дис. д-ра пед. наук. – Санкт-Петербург, 2002.

2. Состояние информатизации общего образования / Аналитический обзор—М.: ООО «Аллана», 2003 – 317 с.


^ We study algebra under the electronic textbook

Saprykina G.A. (Saprykina@mail.ru)

Institute of electronic program-methodical means of training the RAE, Novosibirsk

Abstract

Eight basic attributes of the electronic course distinguishing them from printed course are allocated. The electronic course on the algebra, supporting studying of a theme "Functions and graphics" at the basic school is described.


^ Изучаем алгебру по электронному учебному пособию

Сапрыкина Г.А. (Saprykina@mail.ru)

Институт электронных программно-методических средств обучения РАО, г. Новосибирск

В настоящее время издано много печатных учебников (ПУ) по разным школьным дисциплинам. Постоянно идет поиск новых форм учебников. Компьютерные технологии вошли в нашу жизнь, предоставив возможности создания электронных учебников (ЭУ) и учебных пособий (ЭУП), которые назовем электронными изданиями (ЭИ), и которые позволяют разнообразить средства и методы обучения. Большинство авторов в основу ЭИ кладут структуру ПУ, где структурными единицами являются тексты и нетекстовые компоненты. В правильно построенном ЭИ объем текстовых компонент уменьшен по сравнению с ПУ, так как ведущей становится нетекстовая компонента – иллюстрации, анимация, звук. И это является важнейшим отличием ЭИ, которые имеют и другие преимущественные отличительные черты, рассмотренные далее.

1.Глубина и широта подачи учебного материала (многоуровневость) – от самого простого до повышенной сложности. Каждый ПУ рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. ЭИ по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности.

2.Интегративность учебного материала – включение справочных материалов из сопутствующих наук. Так в ЭУП по физике - это материал из математики, химии, истории и т.д.

3.Наглядность в ЭИ значительно выше, чем в ПУ. Так в ПУ по географии России представлено около 50 иллюстраций. В мультимедийном учебнике по этому же курсу имеется около 800 слайдов. Наглядность обеспечивается также использованием при создании ЭУ мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

4.ЭИ обеспечивает многовариантность и разнообразие проверочных заданий, тестов.

5.ЭИ обеспечивают интерактивность при работе с ними. Они позволяют все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режимах. При неверном ответе можно получить верный ответ с разъяснениями и комментариями.

6.ЭИ являются мобильными; при их создании и выпадают стадии типографской работы. Они являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации

7.Доступность ЭИ выше, чем у ПУ. При повышенном спросе на ЭИ легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети и т.п.

8.ЭИ более разнообразны по форме и содержанию. Для обеспечения многофункциональности использования и в зависимости от целей ЭИ, они имеют различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать ЭУ, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету, и подавать учебный материал согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно строить ЭУ без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Можно создавать ЭУ по принципу вертикального изучения учебного материала. Так, например, функции и графики изучаются в школе с 7 по 11 классы. Имеется четыре ПУ для соответствующих классов, в каждом из которых имеется учебный материал по функциям и графикам. ЭУП может объединить весь изучаемый материал по этой теме с 7 по 11 классы. Такое ЭУП можно использовать для самостоятельных занятий, для подготовки к сдаче экзаменов, на уроках.

В Институте электронных программно-методических средств обучения РАО создано ЭУП по теме «Функции и графики», изучаемой в школе в курсе алгебры с 7 по 11 классы. ЭУП привязано к государственным стандартам школьного образования и состоит из пакета программ и методических рекомендаций для учителя [1]. Пакет программ включает три программных модуля, содержащих учебный материал для 7-го, 8-го и 9-го классов и объединенных в одну программную оболочку. Программные модули состоят из программных блоков – уроков, поддерживающих темы из учебных планов соответствующих классов. В программных блоках содержатся: - познавательный материал по обозначенным темам; - практические примеры, показывающие как применить теоретический материал к решению задач; - задания для контроля усвоения учебного материала. Для обеспечения многофункциональности ЭУП в каждом программном блоке имеется меню, указывающее фрагменты, из которых состоит учебный материал по конкретной теме. Благодаря такой разбивке при наличии мультимедийного проектора можно использовать отдельные фрагменты при объяснении нового материала, его повторении, закреплении. ЭУП значительно экономит время учащихся, требуемое на поиск учебного материала по темам, пройденным в других классах ранее, но затем забытого.

Электронные издания являются в настоящее время необходимым средством обучения для школьников. Из них можно узнать то, что «свой» учитель не рассказал на уроке – не успев или не придав значение тому материалу, который непонятен конкретному ученику. При недугах у учащихся ЭИ оказывают им неоценимую помощь в освоении нового материала, при повторении пройденного. Они позволяют организовать самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности, контроль с обратной связью и диагностикой результатов обучения.

Литература

  1. Литвинов Л.А., Романова О.А., Сапрыкина Г.А. ЭУП «Алгебра. Функции и графики» для основной общеобразовательной школы. Методические рекомендации для учителя. Новосибирск, ИЭПМСО РАО. -2005. – 27 с.

^ ОБУЧАЮЩИЙ РЕСУРС САЙТА МУЗЕЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Скакун Л.С. (katei@solo.by)

Белорусский государственный университет (БГУ), Минск

Коммуникативная деятельность музеев предполагает обучение, в том числе и посредством информационных технологий. Поэтому все боль-шее количество музеев стремятся расположить на своих сайтах обучаю-щие программы игрового характера [1; 2], которые не только привлекают внимание пользователя, но и служить делу образования и поиска новой информации.

В связи с этим при разработке сайта Музея исторического факультета БГУ было решено предложить обучающие программы с игровыми эле-ментами, которые, несомненно, будут интересны и полезны как учащим-ся и студентам, так и всем, кто интересуется историей и искусством.

При выборе темы учитывалось количество оцифрованного материала, а также степень разработанности проблемы. В результате было решено создать небольшие игры на темы «Искусство Древнего мира» и «Тради-ционный женский костюм Беларуси». Данные темы были разделены на следующие учебные блоки:

• теория архитектуры Древней Греции и Рима;

• мастера Древнего мира;

• античная мифология;

• произведения античного искусства;

• традиционный белорусский женский костюм.

При выборе форм представления материала ставились следующие тре-бования: постановка проблемы, возможность поиска информации, воз-можность закрепления и повторения материала, аттрактивность. В ре-зультате для первых трех блоков была выбрана форма сложных игр на воспроизведение: кроссворд, сканворд [3]. При этом было создано два типа кроссвордов: классический (с текстовыми вопросами) и кроссворд с картинками. Для двух последних блоков были разработаны специальные приложения, основанные на гипертекстовых технологиях с использова-нием языка программирования JavaScript.

В окончательном виде кроссворд «Кое-что из теории искусства» состоит из 38 вопросов-определений искусствоведческих терминов. Кроссворд «Мастера древности» включает 14 имен древних мастеров, которые нуж-но вспомнить по названиям их работ. Кроссчайнворд «Жители Олимпа и не только» посвящен богам Древней Греции и Рима, а задания даны в виде рисунков, изображающих богов и богинь. Кроссворды созданы как статичные HTML-страницы с рисунком-кроссвордом и заданиями. Они предназначены для выполнения в режиме off-line, то есть после сохране-ния и печати кроссвордов на твердом носителе. Ответы на кроссворды даны на отдельной странице.

Головоломка «Произведения античного искусства» выполняет функцию программы-тренинга и объединяет в себе игру-головоломку, тестовое задание закрытой формы и информационный ресурс. При подготовке иг-ры были обработаны все статуи, хранящиеся в отделе искусств Музея исторического факультета БГУ и находящиеся в хорошем состоянии.

Игра «Виртуальная гардеробная» посвящена традиционному женскому костюму Беларуси. Включает 10 элементов костюма, которые возможно передвигать по экрану, и информационный ресурс (подсказки к иллюст-рациям). Игра и головоломка выполнены как интерактивный ресурс в ви-де динамической web-страницы с использованием языка программиро-вания JavaScript[4].

Разработка модуля велась на основе педагогической теории игровых технологий. При подготовке проекта использовались методы обучения по источнику знаний: словесный – вербальный (в данном случае информа-ционная поддержка головоломки и игры), наглядный, практический – предложенные задания.

Данные игры присоединены к сайту Музея исторического факультета в разделе «Поиграем?». Со страницы игр по гиперссылкам можно перейти на каждую из описанных выше обучающих (при этом последовательность не имеет значения). Здесь же присутствует ссылка на страницу с ответа-ми «На потом». Переход по головоломке происходить посредством кно-пок «Далее» и «Назад», при этом каждый раз в одной и той же последо-вательности.

Исходя из того, что данный ресурс расположен на сайте Музея историче-ского факультета БГУ, можно сделать вывод, что он позволить большому количеству людей – школьников, студентов, просто интересующихся и увлекающихся данной темой – пополнить или закрепить свои знания по данной теме. Таким образом, сайт Музея исторического факультета, как и сам Музей будет выполнять одну из основных социальных функций му-зея – просветительскую.

Литература

1. http://www.exploratorium.edu/exhibits/index.htm

2. http://www.museothyssen.org

3. Балыкина Е. Н. Обучающие компьютерные игры по истории: Сб. на-учн. статей. // Материалы научно-методического семинара. Под ред. А. П. Сманцера. – Мн., 1991. С. 140-147

4. http://websupport.port5.com/index.php


^ THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
IN TEACHING AUDING

Smirnova E.V. (sevhome@yandex.ru)

Togliatti State University (TSU), Togliatti, Russia

Abstract

The article deals with the modern approaches to the teaching auding with the use of information and communication technologies, their advantages and opportunities. Data are given about computer programs in teaching foreign languages in which tasks and exercises are successfully integrated to form auding skills.


^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Смирнова Е.В. (sevhome@yandex.ru)

Тольяттинский государственный университет (ТГУ)

В «современном обществе люди слушают 45% времени, говорят – 30%, читают – 16%, пишут – 9%» [1]. Аудирование – сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении, поступающей через слуховой канал [2]. Из всех ТСО ИКТ наиболее успешно содействуют студенту в восприятии информации. Исследования показывают [3], что использование аудиоформата в КОП по ИЯ обладает наибольшей обучающей ценностью, предоставляя:

• различные режимы воспроизведения аудиотекстов: аутентичный, учебный в естественном темпе и замедленный, определяя быстроту, точность понимания и эффективность запоминания. В КОП "Smart Start / Triple Play Plus!", "Профессор Хиггинс" предоставляется возможность прослушивания в естественном и замедленном темпе всего диалога и отдельно каждой реплики;

• средства визуализации, наглядно представляющие процессы производства речи и сравнение своего произношения с эталонным при использовании анимации, иллюстрирующей движение органов речи, графики, показывающие амплитуду колебания звука;

• запись речи. Так, "Phonotheck interactive" предоставляет возможность записи лексических единиц, прослушивания и сравнения с эталоном, "EuroTalk Interactive" предлагает прослушать, затем озвучить роль персонажа;

• динамичные иллюстрации, использующие анимацию, трехмерные модели и видео;

• наличие специфически компьютерных видов заданий: прослушивание выборочного материала, наглядное представление характера звучания, музыка. Большое значение для обучения ИЯ имеют исследования, связанные с корреляцией между речевым и музыкальным слухом. Положительное влияние музыки, пения на развитие речевого слуха замечено не только в детской, но и во взрослой аудитории [4];

• имитация реальных ситуаций общения. Задания по аудированию в КОП "New Interchange" и "Английский для общения" требуют понимания на слух и выполнения инструкций и ответных реплик: услышав телефонный звонок, необходимо включить в кабинете свет, снять трубку телефона, выполнить просьбы звонящего, прореагировать на услышанные реплики. КОП Мичиганского университета, инсценируя судебную драму, предоставляет возможность перехода к следующему этапу в зависимости от того, насколько верно понято содержание на слух;

• формирование фонетических навыков аудирования посредством включения аутентичных материалов, отражающих повседневную жизнь носителей языка;

• принцип адаптации отвечает за успешное аудирование речи. Для формирования фонетических навыков аудирования студенту необходимо слушать и слышать людей с различными голосовыми параметрами. При формировании аудитивных навыков предпочтительна совместная работа нескольких преподавателей, ведущих занятия по звучащей речи, чередование различных мужских и женских голосов. Но т.к. в реальных условиях неязыковых вузов это не предусматривается и является невозможным, то представляется единственно возможным решением – использование различных средств ИКТ, предусматривающих вышеперечисленные требования. В современные КОП по развитию умений аудирования целенаправленно включаются видеосюжеты, в ходе которых герои общаются в обстановке реальной коммуникации при различного рода шумовых помехах (движущийся транспорт, доносящаяся речь окружающих людей и др.), т.к. один и тот же текст, адекватно понимаемый студентом в тихой аудитории, оказывается невероятно сложным для его восприятия при наличии отвлекающих внимание шумов.

Литература

1. Клобукова Л. П., Михалкина И. В. Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации // Мир русского слова. – 2001. – № 3.

2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: "Академия", 2004. – 336 с.

3. Greifnieder U. The Influence of Audio Support on the Effectiveness of CALL // ReCALL, 1995. Vol. 7. № 2.

4. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. статей. – М., 1971.


^ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Соловьев Э.Д. (edsol@monnet.ru)

Центр непрерывного образования «Угреша» Государственного Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

Включение ИКТ в учебный процесс радикаль¬но изменяет образовательную среду, которая становится платформой коммуникативного образования, с другой целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, где процесс обучения становится решением исследовательской проблемы, реализацией соб¬ственного проекта с освоением необходимых знаний, а учащийся и преподаватель оказываются интегрированными в эту среду.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании становятся реальностью. В настоящее время ещё нет единой концепции использования информационных технологий в образовании, а их использование в непрерывном образовательном пространстве тем более неизбежно встречается с необходимостью разрешения целого спектра серьёзных проблем.

Вследствие включения ИКТ в учебный процесс радикаль¬но изменяется образовательная среда, создается иной учебный процесс, с другой целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, иной средой обучения. Создание образовательных сред различного уровня предоставляет учащимся, и педагогам качественно новые и несопоставимо большие возможности для творческого обучения, чем традиционные формы информационного обеспечения.

В условиях использования ИКТ и ученик и учитель оказываются интегрированными в среду и вне ее теряют смысл. Таким образом, образовательная среда становится платформой коммуникативного образования, что способствуют расширению эвристического, развивающего подхода в образовании (индивидуально добытые знания имеют бóльшую ценность, лучше усваиваются.).

Создается системообразующая триада:

Преподаватель — Обучаемый — Образовательная среда.

Рассмотрим основные ее составляющие:

• физическая (собственно аудитория, ее размеры, освещение, микроклимат, вместимость, расположение рабочих мест и т.д.);

• информационная (виртуальная — включающая аппаратную, программную и содержательную составляющие);

• методическая (внутри этой составляющей особое место занимают конспект-организатор, система тестов для текущего и итогового контроля);

• психологическая, учитывающая специфику и интенсив¬ность коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студен¬тами, и студентов между собой в услови¬ях компьютерного кабинета, которое (по сравнению с традиционно организованном учебном процессом) с использованием ИКТ радикально увеличи¬вает нагрузку всех его участников;

• интеллектуальная.

Если первые четыре составляющие весьма подробно освещаются и обсуждаются в публикациях, то последняя, будучи в наименьшей степени формализуема, и, в основном, только присутствуя во всех осталь¬ных составляющих (даже расположение рабочих мест в аудитории является не только физической, но и интеллектуальной характеристикой образовательной среды) в настоящее время, практически начинает делать первые шаги в попытках использования современных достижений в области искусственного интеллекта. Например, использование формальных компьютерных тестов для оценки промежуточных знаний не может адекватно отразить реальных знаний учащихся. Адекватная оценка знаний учащегося на основе компьютерной технологии возможна, по нашему убеждению, только с использованием интеллектуальных информационных технологий экспертных систем. Подобная система обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Она должна аккумулировать знания о гипотетическом «ученике» и его характерных ошибках, затем в работе диагностировать слабости в знаниях обучаемых (включая анализ остаточных знаний по общеобразовательным дисциплинам) и находить соответствующие средства (подсказки, примеры, задачи и т.п.) для их ликвидации. А что предлагается учащемуся в большинстве нынешних программ? Прочитай этот раздел книжки, посмотри этот рисунок, затем ответь на вопросы теста. Причем, это нужно делать, сидя перед экраном, напрягая спину и глаза. Куда приятнее взять книжку, сесть поудобнее на диване и изучать предмет, в комфортных условиях. Таким образом, роль интеллектуальной составляющей ИКТ в непрерывном образовании становится определяющей, реально способной обеспечить системный характер знаний учащегося.

В настоящее время не уделяется достаточного внимания анализу последствий существования двух форм знания: научной и учебной. Естественно, есть особый вид знания, который, вероятно, всегда будет иметь устойчивую "учеб¬ную репутацию", например таблица умножения или грамматичес¬кие правила.

Одним из путей снятия разделения между учебным и научным знанием в ИТК комплексах является, в частности, решение учебных задач как исследовательских на основе специальных методик. Более совершенные подходы к образованию, предлагают обучаемому смоделировать какой–либо процесс, перед этим правильно поставить задачу, оценить возможные варианты и т.д. Реализуя с их помощью различные методы решения и исследования процессов с помощью математических моделей, учащийся глубже понимает и усваивает их.

Встает острая проблема поиска механизма перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание, обучения к продуктивному, эвристическому, развивающему.

Процесс обучения должен стать решением исследовательской проблемы, реализацией соб¬ственного проекта с освоением всех необходимых знаний из всех необходимых дисциплин. (От задачи – к знаниям, от проекта к дисциплинам, а не от дисциплин к проекту.)

Такой подход требует радикальные трансформации функций преподавателя. Сегодня широко обсуждается изменение его функции: — от источника (порой единственного) знания — к навигатору эффективной работы со знаниями.

В мировом образо¬вательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, фасилитейтор (facilitator — носитель функций, облегчающих выполнение проекта — тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться).

Реже обращается внимание на фундаментальную транс¬формацию — «учитель» становится коллективным среди основных специализаций которого:

• специалист-предметник;

• специалист по разработке курсов (дизайнер);

• консультант по методам обучения (фасилитейтор);

• специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов;

• специалист по методам контроля за результатами обучения;

• программист-технолог, создатель образовательных мульти¬медиа продуктов и сред;

Существует ещё одно очень серьезное противоречие, когда речь идет о компьютерной программе. Это противоречие между самостоятельностью работающего на компьютере и возможностями программы. Чем мощнее программа по своим возможностям, тем меньше она представляет возможностей для творчества учащегося, выполняя только заложенные в неё функции. Как ни странно, самые удачные программы, дающие простор для творчества – это текстовые редакторы и электронные таблицы. Независимо от степени владения этими программами, каждый может создать что-то своё, с небольшими моральными потерями.

Литература

1. Соловьёв Э.Д. «Информационно-образовательные технологии в системе непрерывного образования.» Сборник научных докладов Международной научно-практической конференции ЮНЕСКО «Роль непрерывного образования для всех в развитии регионов в начале ХХI века в свете рекомендаций ЮНЕСКО и МОТ («Сеул+5»)», Москва, 21июня – 25 июня 2004 г.


3619262995006813.html
3619399714494213.html
3619572968690553.html
3619630697215980.html
3619716079589525.html