Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки - страница 3

^ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Дисциплина «История древнего Востока» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Она изучается в 1 семестре. Общий объем на дневном отделении - 146 часов, из них на аудиторные занятия отводится 72 часа, на самостоятельную работу – 74 часа. Аудиторные занятия включают лекции – 54 часа, практические занятия – 18 часов. Форма отчетности по дисциплине – экзамен.

На заочном отделении данная дисциплина изучается в 1 и 2 семестрах. Общий объем 146 часов, из них на аудиторные занятия отводится 24 часа, на самостоятельную работу – 122 часа. Аудиторные занятия включают лекции – 20 часов, семинары – 4 часа. Форма отчетности по дисциплине – зачет, контрольная работа, экзамен.

Основной целью дисциплины «История Древнего Востока» является формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях и особенностях социально-политической истории и культуры древнейших цивилизаций Восточного Средиземноморья, Азии, Африки, Центральной и Южной Америки; знакомство с основными понятиями и дискуссионными проблемами древней истории; развитие исторического мышления у будущих специалистов.

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, культурно-просветительскую, научно-методическую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

В области учебно-воспитательной деятельности:

Осуществление процесса обучения истории древнего мира в соответствии с образовательной программой;

Планирование и проведение учебных занятий по истории древнего мира с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

Использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения истории, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

Применение современных средств оценивания результатов обучения;

Воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

В области культурно-просветительной деятельности:

Формирование общей культуры и мировоззрения учащихся;

В области научно-методической деятельности:

Выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать: хронологические границы и основные периоды истории Древнего Востока;

взаимоотношения государства и общины в странах Древнего Востока;

функции и формы древнейших государств;

особенности социальной структуры древневосточного общества;

закономерности и основные этапы развития древнейших цивилизаций Восточного Средиземноморья, Азии, Африки, Центральной и Южной Америки.

региональные особенности развития древнейших цивилизаций Восточного Средиземноморья, Азии, Центральной и Южной Америки;

о вкладе древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры;

об этнических процессах в регионах возникновения ранних государств;

уметь: свободно излагать усвоенный материал, делать выводы и обобщения;

оценивать события, опираясь на усвоенные исторические знания;

вырабатывать самостоятельную точку зрения на изучаемую проблему.

владеть навыками: самостоятельной работы с историческими источниками, литературой, справочными пособиями.


^ Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

^ Всего

часов

Сем. 1

Сем. 2

ЗФО

Общая трудоемкость

146

84

62

Аудиторные занятия

24

24

-

лекции

20

20

-

семинары

4

4

-

Самостоятельная работа

122

60

62

Вид отчетности по дисциплине






зачет

Экзам.,

Контр. работа


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи»

1. Объединение Двуречья под властью Хаммурапи. Внешняя политика Хаммурапи.

2. Внутренняя политика Хаммурапи. Реформы Хаммурапи.

3. Законы Хаммурапи как исторический источник.

4. Хозяйственный строй Древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи».

а) сельское хозяйство: земледелие, садоводство, скотоводство;

б) ремесло;

в) торговля, ростовщичество.

5. Общественный строй Древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи».

а) формы земельной собственности и землевладения, община;

б) характеристика рабства;

в) сословное деление общества, мушкенум и авилум.

6. Семейное право.

7. Судопроизводство и уголовное право.

Историческое значение законов Хаммурапи.

Литература:

История Востока. Т.1: Восток в древности. М., 1997.

История Древнего Востока /Под ред. Кузищина. М., 1999.

История Древнего Востока.Тексты и документы /Под ред. Кузищина. М., 2002.

История Древнего Востока. Ч.1. Месопотамия (под ред. И.М. Дьяконова). М., 1983. Гл. 5.

История древнего мира. М., 1983. Т.1: Ранняя древность. Лекция 4.

Кленгель - Бранд Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979.

Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. М., 1980.

Практикум по истории Древнего мира./Под ред. И.С. Свенцицкой. М., 1981. Вып.1.Тема 4.

Хрестоматия по истории Древнего Востока/Под ред. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. Т.1. Разд. II. Гл.2.

Методические указания

Законы Хаммурапи - первый исторический источник, с которым студенты знакомятся, приступая к изучению истории древнего мира. Важно поэтому предварить рассмотрение первого вопроса общей характеристикой исторических источников, существующих типов и видов, основных принципов их внешней и внутренней критики. Характеризуя законы Хаммурапи как исторический источник, надо выяснить, какова специфика жанра, как она отразилась на степени полноты, достоверности, точности содержащихся в нем фактов.

При характеристике экономического строя наиболее сложным представляется вопрос о земельных отношениях в этот период. Изучение данного вопроса лучше начать с характеристики царского землевладения, выделения категорий царских служащих, получающих служебные наделы, их прав на землю. Затем следует перейти к характеристике общинного землевладения, которое в гораздо меньшей степени нашло отражение в источнике. Важно дать объяснение этому факту, учитывая, во-первых, специфику источника, а во-вторых, наличие двух секторов экономики любого древневосточного государства.

Достаточно сложным представляется проблема сословного деления общества. В сословном отношении общество старовавилонского времени делилось на полноправных свободных общинников (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства в какой-либо (городской или сельской) общине, царских людей (мушкенум) – лиц, с ограниченными юридическими и политическими правами, не имевших недвижимой собственности, но получавших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. При анализе текста судебника необходимо учитывать, что положение царских людей могло быть на практике весьма различным: их высшие слои были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством существовали многочисленные промежуточные ступени.

На основе анализа текста судебника вначале необходимо выделить основные сословия старовавилонского общества и проанализировать группы статей, оценивающих жизнь, честь и личную неприкосновенность авилума, мушкенума и вардума. Эти статьи раскрывают существующую в обществе иерархию.

Далее необходимо охарактеризовать эти сословия с позиции их правоспособности, социального положения, имущественного, профессионального занятий.

При характеристике положения мушкенума следует объяснить, почему его жизнь, честь и личную неприкосновенность законы Хаммурапи оценивают «дешевле» чем свободного, но зато имущество мушкенума охраняется более строго.

Особо следует остановиться на положении рабов. Опираясь на данные судебника надо доказать, что рабство на Древнем Востоке в этот период носило патриархальный характер, т. е. рабы сохраняли некоторую правоспособность. Покажите с помощью статей в чем проявлялась правоспособность рабов, каковы были источники рабства по ЗХ, какие специфическкие наказания существовали для этой категории населения.

Обратите внимание на существование кабального рабства, каким сроком оно ограничивалось, каково было положение кабальных должников и ответьте на вопрос о том, почему государство защищало их интересы.


^ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ


Бальчугова Я.С., Лаптева М.Ю., Максимов А.В.,, Сотникова С.В., Цыганова И.В., Яркова И.В.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов заочного отделения специальности «История. Составители постарались разъяснить студенту основные требования дать практические рекомендации по организации поиска, обработке материала, написанию контрольной работы по всеобщей истории. Тобольск, 2006.


^ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ


Закономерности формирования государства на Древнем Востоке.

Природные условия, население Древнего Египта. Периодизация истории Древнего Египта.

Египет в период Раннего царства.

Египет в период Древнего царства.

Политическая история Египта в период Среднего царства.

Социально- экономическое развитие Египта в период Среднего царства.

Египет Нового царства: создание мировой Египетской державы (XVIII дин.). Солнцепоклонический переворот.

Египет Нового царства в период правления XIX-XX династий. Военные походы Рамсесса II.

Египет в период Позднего царства.

Культура Древнего Египта.

Природные условия и население Древней Месопотамии. Проблема происхождения Шумеров. Шумерские города- государства.

Государство Саргона Древнего и Саргонидов. Вторжение куттиев.

Государство III династии Ура.

Аморейское вторжение. Общественно- политические изменения в аморейских царствах.

Реформы Хаммурапи.

Экономика старовавилоноского общества по законам Хаммурапи.

Ассирия в староассирийский период (ХХ-XVI вв. до н.э.) и в среднеассирийский период (ХV -XI вв. до н. э.)

Новоассирийское царство.

Малая Азия до возникновения Хеттской государственности.

Политическая история Хеттского царства.

Государственный строй и социально – экономические отношения в Хеттском царстве.

Нововавилонское царство.

Культура Древней Месопотамии.

Древнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья (III-II тыс. до н.э.).

Вторжение в Палестину “ заречных племен” и “ народов моря”

Израильско-Иудейское царство.

Финикийская цивилизация.

Природные условия Древней Индии. Индская цивилизация.

Освоение индоариями долины р. Ганг. Экономическое развитие индоариев в ведийскую эпоху.

Государственный строй и социальная структура индийского общества в ведийскую эпоху.

Империя Маурьев.

Религия и культура Древней Индии.

Буддизм – первая мировая религия.

Природные условия и население Древнего Китая. Истоки Китайской цивилизации.

Китай в период Шан- Инь.

Китай в период Западного Чжоу.

Китай в период Восточного Чжоу.

Империя Цинь.

Конфуцианство и легизм.

Культура Древнего Китая.

Ванское царство (Урарту).

Лидийское царство. Фригийское царство.

Персидская держава.

Цивилизация майя, ацтеков, инков.


^ Рекомендуемая литература

Васильев Л.С. История Востока: в 2-х т. М., 2001. Т.1.

История Востока. Т.1: Восток в древности. М., 1997 (поздних изданий нет).

История Древнего Востока/Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999 (3-е изд.).

История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., 1988. Ч. 3. От ранних государственных образований до древних империй. М., 2004.

История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2002.

История Древнего мира. Т.1: Ранняя древность. Т.2: Расцвет древних обществ. Т.3: Упадок древних обществ/Под ред. И.М.Дьяконова, И.С.Свенцицкой, В.Д.Нероновой. М., 1989 (поздних изданий нет).

3617053501943899.html
3617153836930262.html
3617299361135017.html
3617394460738992.html
3617663172686420.html